В последнее время все чаще иностранные граждане или лица без гражданства – в соответствии с законом, доказав свою состоятельность в качестве носителя русского языка. Важным предварительным условием является получение соответствующего документа о знании русского языка, который может послужить основанием для признания заявителя носителем русского языка. В данной статье мы поговорим о том, кто имеет право на признание носителем русского языка, каков порядок признания – в частности мы рассмотрим бланк заявления, которое необходимо подать в соответствующие органы для признания носителем русского языка.

Кто имеет право на признание носителем русского языка?

Отвечая на этот вопрос, следует рассмотреть условия, при наличии которых у иностранного гражданина или лица без гражданства появится потенциальная возможность стать признанным носителем русского языка. К этим требованиям российское законодательство относит следующее:

  • Лицо должно быть старше 18 лет (т.е. совершеннолетним) и дееспособным.
  • Владение русским языком не должно ограничиваться пару-тройками фраз – лицо должно успешно использовать его в повседневной жизни, в семейно-бытовой и культурной сфере. Этот показатель вытекает из самого понятия «носитель русского языка». Поэтому важно помнить, что предъявляемые требования к данному статусу высоки и серьезны:
    • Лицо с гражданством другого государства или без гражданства должно не только понимать на бытовом уровне русский язык и спокойно общаться в российских условиях, но и понимать и правильно пересказывать тексты любого характера, учитывая их внутренний подтекст.
    • Соискатель статуса «носитель русского языка» должен понимать содержание российских телевизионных передач, фильмов и сериалов, публичных выступлений и новостных репортажей. Важно, чтобы лицо правильно воспринимало эмоциональную окраску речи и подтексты.
  • Иностранный гражданин или лицо без гражданства должно было ранее или в текущее время на постоянной основе проживать в России или на территории Имперской России или на территории СССР, в пределах ныне установленной Государственной границы Российской Федерации.
  • Соискатель статуса «носитель русского языка» должен иметь родственника по прямой линии, который:
    • Постоянно проживал на территории России (или проживает в настоящее время);
    • Ранее проживал на территории Российской империи или СССР, сопоставимой с нынешней Государственной границей РФ.

Как можно понять, чтобы получить статус носителя русского языка, важно не только обладать высоким уровнем знания русского языка, но и фактор постоянного проживания лица или его близкого родственника на территории России.

Как происходит признание носителем русского языка?

Иностранному гражданину или лицу без гражданства необходимо действовать последовательно, чтобы решение о признании носителем русского языка было положительным. Существует несколько ступеней, касающихся порядка получения данного статуса:

  1. Заявитель должен помнить, что подача заявления будет бессмысленной, если он не проживает или незаконно пребывает на территории России. Поэтому лицу с разрешением на временное проживание подавать заявление не имеет смысл – результат будет явно отрицательным.
  2. Собственно подача заявления о признании носителем русского языка в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту пребывания или регистрации. Его образец всегда можно найти на информационных стендах в органах УФМС. Важно, чтобы весь пакет документов был предоставлен в необходимом объеме, все копии были заверены нотариусом, государственная пошлина уплачена. В соответствующих органах, после подачи заявления и пакета документов, должны сообщить о времени и месте проведения собеседования.
  3. Прохождения собеседования. По его итогам выносится решение, предоставить статус носителя русского языка или нет.

Форма заявления о признании носителем русского языка

Органами Федеральной миграционной службы установлена определенная форма заявления о признании носителем русского языка. В нем должно быть указано следующее:

  • Персональные данные с фотографией;
  • Описание основания подачи заявления;
  • Краткая автобиография;
  • Сведения о родственниках и месте их проживания;
  • Сведения о том, где заявитель проживал ранее и в настоящее время и пр.

Очень важно, чтобы заявление была заполнено правильно, от руки, без каких-либо помарок и ошибок. Помимо этого, следует обратить внимание на то, что в заявлении должна находиться только лишь достоверная информация – в противном случае, при обнаружении ложных данных, заявителя могут привлечь к административной или уголовной ответственности. В последние годы часто возникают судебные разбирательства на данной почве.

Что касается сроков рассмотрения заявления, то все они регламентированы действующим российским законодательством. Как уже говорилось ранее, сразу после рассмотрения заявления и проверки описанных там данных, заявитель будет приглашен на собеседование, в ходе которого и должно будет принято решение о том, присваивать ему статус носителя русского языка или нет.

К созданию этой статьи я шла очень долго. Но чем чаще с экранов телевизоров слышится «Мы облегчили соотечественникам путь домой! Пусть выбирают программу «Носители Русского Языка» и получат гражданство за 2-3 месяца!», тем сильнее желание расставить точки над i. В написании нам очень помогли сообщество «Носители русского языка» (пожалуй, единственное место в рунете, где можно найти действительно полезные обсуждения по вопросам НРЯ), Павел Прилепский и Алексей Золин .

Статья была написана до внесения изменений касаемо граждан Украины в законодательство ()

Итак, почему я категорически не рекомендую выбирать программу «НРЯ»?

«НРЯ — это просто и быстро!»

 

Программа «Носители Русского Языка» — самое сложное, что только может быть. Упрощенной эта программа называется только на словах, а не деле является самой дорогой, долгой и заковыристой. Состоит она из нескольких этапов:

 

1. Сбор доказательств проживания предков на территории РСФСР, Российской Империи или РФ. Доказательствами являются архивные справки, справки с места жительства, справки, подтверждающие родство. (Примечание: эти справки не нужно собирать заявителям, имеющим ВНЖ )

2. Консультация и подача заявления. Инспектор проверит ваши документы и назначит дату комиссии

3. Комиссия НРЯ

4. Получение уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации

5. Подтверждение обращения об отказе от гражданства (о выходе из гражданства)

6. Получение вида на жительство

7. Подтверждение об отказе от гражданства (о прекращении гражданства) и замена вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства

Опустим первый этап, ведь сколько времени займет сбор документов, сказать нельзя, все индивидуально.

Из основных документов, которые можно восстановить или получить повторно (дубликат) — документы по ЗАГСу: св-ва о рождении, браке, смерти (надо точно знать даты, или хотя бы в каком году сделана актовая запись, иначе в ЗАГСе могут отказать, пояснив, что не имеют возможности перелопачивать весь архив). Обязательно в этой цепочке от Вас до предка кроме свидетельств о рождении, на умерших надо брать свидетельства о смерти. По возможности — и о браке. Если направляете запрос в ЗАГС другого города, срок ожидания может занять месяц. Будьте готовы, что при получении документа «через поколение» — если получаете, например, дубликат свидетельства о рождении деда, а ваш родитель (папа или мама) живы, могут потребовать нотариальную доверенность (от папы-мамы), либо — выдадут только им.

Павел Прилепский

Консультация и подача заявления

Прежде чем вы попадете на собеседование с комиссией, нужно пройти консультацию с инспектором. Инспектор посмотрит, какие справки вы собрали, скажет, чего не хватает. Если пакет документов полный и добавить к нему нечего — назначат дату, когда вас будет ждать комиссия.

В чем проблема: огромные очереди на консультацию. Инспектор отказывается принять заявителя в тот же день, предлагает записаться в очередь и ждать звонка. Хитрость заключается в следующем: в ФЗ предельно ясно указано, что на собеседование с комиссией вас обязаны пригласить не позднее 5 дней с момента принятия документов. Так как людей слишком много, вам «рекомендуют» прийти на сдачу документов позже, после звонка. А справки, между прочим, горят. Срок ожидания звонка может доходить до 7-9 месяцев.

Комиссия НРЯ (собеседование)

По результатам прохождения собеседования вы получаете (или не получаете) «Решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка». Обратите внимание: данный этап нельзя заменить российским дипломом или сертификатом о владении русским языком. Решение о признании НРЯ — одно, а сертификат о владении русским языком, знании основ законодательства и истории — абсолютно другое! Не помогут ни ваши дипломы с аттестатами, ни факт обучения в российском учебном заведении.

Приятный нюанс: Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

В чем проблема: в некоторых регионах собеседование может показаться довольно сложным. Попробуйте объяснить своими словами пословицу, которую мы использовали в заголовке — в качестве тренировки будет неплохо.

Нас было 7 человек. Заводили по одному в кабинет. Не было никаких тестов, эссе, каверзных вопросов. Была обычная беседа, спрашивали изучал ли русский язык в школе, спрашивали сколько осталось родственников за рубежом, как вообще туда занесло. О том признали или нет оглашают на месте. У меня ВНЖ + средне спец. образование Российское, может быть по этому легко признали носителем.

Alexandr Ulmasov

Краснодар: Нас было около 50-ти человек, позвали всех в аудиторию раздали текст о Чингизе Айтматове, вернее о его случае в детстве и к нему прилагался тест с вариантами ответов. Нужно было выбрать правильный. Затем нужно было написать эссе на тему «Физическое и духовное развитие — дело каждого человека, или государства?? На все даётся 30 минут! Затем попросили выйти за дверь, они это проверяли, а потом по одному вызывали на беседу! В основном спрашивали автобиографию, а если что то было не так в предыдущих заданиях дополнительно задавали вопросы по ним!

Лика Рудич

 

В УФМС по Московской области:

Нужно знать Гимн России (2 куплета хватит, дальше слушать не будут)
Значение пословицы и поговорки.
Стих (любой).
Могут задать вопрос из истории (Где проходила Куликовская битва? Какие рядом текли реки? Кто возглавлял?)
Могут дать текст прочитать.
Собеседование проходит в индивидуальном порядке. Занимает около 15 минут.

Юрий Стариков

Проходила комиссию в СПб, просили рассказать о себе, спрашивали какую литературу читаю (лучше назвать произведение из классической литературы), просили поставить глагол (какой-то мудреный) в причастный и деепричастный оборот, кого-то спрашивали вопросы по истории города…

Екатерина Паирели

Проходил вчера комиссию в Ханты Мансийске. Человек было около сорока, если не ошибаюсь. Все по очереди сдавали документы на проверку. Раздали листы формата А4. Попросили написать дату и ФИО. Озвучили тему: «Новый год-семейный праздник». Написать краткое сочинение за десять минут. Потом была индивидуальная беседа. Ммного вопросов. Про историю России,про ученых,про писателей. Стихи мне читали про «Бородино». А мне приходилось обосновывать.Некоторые слова просили отличить друг от друга. Про масленицу, про пасху. Даже про колобок спросили. Результат будет готов как я понял через пару недель, а к нам в город придет только в январе месяце. Я не удивлюсь, если будет отрицательно. Ведь они только и делали,чтоб завалить комиссию.

Фарух Хакимов

Такого вопроса от комиссии ждать не стоит


Получение уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации

Если собеседование пройдено успешно и вы получили решение о признании носителем языка — начинается самое интересное.

Теперь нужно подать заявление о выдаче «Уведомления о возможности приема в гражданство РФ». Указанное заявление подается в соответствующий орган, решением комиссии которого данные иностранный гражданин или лицо без гражданства признаны носителями русского языка. Уведомление нужно, чтобы подать документы на выход из гражданства. Обратите внимание: «Уведомление» получаем по-необходимости. Что это значит? Для подачи документов на «выход» из гражданства, например, Республики Узбекистан и Республики Казахстан «Уведомление» не требуют. Однако данную информацию уточните дополнительно.

 

В некоторых государствах этот документ иначе называется «гарантийное письмо о приеме в гражданство РФ» и понадобится для выхода из гражданства иностранного государства (уточните процедуру прекращения гражданства страны «выхода»).

В чем проблема: проблем сразу несколько:

2) Полученное уведомление (как и решение о признании НРЯ) не дает вам права находиться в России «сколько вы хотите». Режим 90/180 работает в полной мере, если не имеете оснований его обойти (патент, учеба на очном отделении и т.д.) Граждане визовых стран находятся в лучшем положении, они имеют право оформить годовую «визу НРЯ»

 

3) Формулировка уведомления абсолютно не подходит для некоторых государств (например, для Латвии).

Подтверждение обращения об отказе от гражданства (о выходе из гражданства)

На данном этапе процедуры НРЯ необходимо получить документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение гражданина с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства иностранного государства, или документ о невозможности отказа от гражданства иностранного государства (не представляются, если отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором (Таджикистан). Проще говоря — подать документы на выход из гражданства.

 

ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! С 1 СЕНТЯБРЯ 2017 ГОДА ГРАЖДАНАМ УКРАИНЫ НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ ВЫХОД ИЗ ГРАЖДАНСТВА! ДОСТАТОЧНО НОТАРИАЛЬНОГО ОТКАЗА!!!

В чем проблема: Для процедуры НРЯ так называемый «нотариальный отказ» от иностранного гражданства, который мы делаем при всех остальных путях оформления — НЕ ПОДХОДИТ!

Данная процедура может быть проведена как в стране выхода (органы миграционной службы, МВД, МИД и др.), так на территории РФ через консульство. Одно из ключевых требований для подачи заявления о выходе из гражданства — предварительное выполнение процедуры убытия на постоянное место жительства («ПМЖ»)

В чем проблема: оформление ПМЖ может быть весьма затратно как в материальном плане, так и в моральном. Например, размер консульского сбора в украинском консульстве составляет 11700 рублей.

Для выхода из гражданства Республики Узбекистан и Республики Казахстан «Уведомление» не требуется (уточните по Вашему региону). Для граждан Латвии наоборот, для отказа от гражданства требуют исключительно формулировку «гарантии приема в гражданство», а не «возможности».

В чем проблема: формулировку менять не будут. Текст уведомления о возможности приёма в гражданство РФ утверждён в поправках к Указу 1325 (Положением) и не подлежит изменению.

В некоторых государствах перечень документов для подачи на выход из гражданства попросту впечатляет. Нажмите на изображение, чтобы его увеличить.

 

Казахстан
Украина
Узбекистан

В чем проблема: будьте готовы к тому, что придется собрать много документов.

Не забывайте, что при подаче на выход из гражданства необходимо заплатить консульский сбор. Украина — 13650 рублей, Кыргызстан — 135 долларов, Молдова — 330 евро, Узбекистан — 110 долларов сбор + 20 долларов за справку.

В чем проблема: не каждый готов к таким расходам.

Получение вида на жительство

Подав заявление на выход из гражданства и получив справку, которая это доказывает, вы имеете право оформить вид на жительство.

 

С заявлением о выдаче вида на жительство обращаетесь в территориальный орган/отдел по вопросам миграции МВД России, решением комиссии которого данный иностранный гражданин признан носителем русского языка. Перечень документов мало отличается от перечня для «обычного» ВНЖ, зато отличается срок оформления: 2 месяца вместо 6.

Тем, кто был признан носителем русского языка уже находясь в статусе «вид на жительство» данную процедуру «повторно» проходить не нужно. Вы дожидаетесь прекращения иностранного гражданства и переходите к следующему этапу.

Граждане Таджикистана, признанные НРЯ, а также лица без гражданства после получения вида на жительство сразу переходят к подаче заявления на гражданство РФ.

После приема у Вас заявления и документов выдадут справку. На основании данной справки можно продлить срок временного пребывания в РФ на 2 месяца (с даты приема документов).

После получения ВНЖ потребуется оформить регистрацию по месту проживания («прописку») в течение 7 РАБОЧИХ дней. Также возможно оформить и миграционный учет.

В чем проблема: в сроках и условиях:

1) ВНЖ, полученный по программе носителей русского языка, выдается на 3 года, а не на 5 лет (приказ ФМС 215, п.98.1), в отличии от обычного продлению не подлежит.

2) Иностранный гражданин, получивший ВНЖ на основании статуса «носитель русского языка», обязан в течение 2-х лет подать документы для получения гражданства РФ, иначе вид на жительство будет аннулирован (Закон о правовом положении ИГ, ФЗ-115, ст.9).

3) Повторно получить вид на жительство на основании статуса носитель русского языка – нельзя (приказ ФМС 215, п.43,1).

Подтверждение об отказе от гражданства (о прекращении гражданства) и замена вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства

Итак, прошло определенное количество времени (месяцев или даже лет) и Вы получили справку о выходе из гражданства (прекращении гражданства). Как правило, потребуется ее нотариальный перевод на русский язык (если текст документа и/или печать не на русском языке).

В чем проблема: возможно, ждать справку придется не один год. Пока что в лидерах — Узбекистан (3-5-7 лет), остальные ждут год-полтора. Не забываем, что получить справку надо максимум за 2 года, иначе ВНЖ аннулируют (см. выше)

Потеряв гражданство, вы уже не являетесь иностранным гражданином. Теперь вы — лицо без гражданства, и ваш «вид на жительство иностранного гражданина» надо заменить на «вид на жительство лица без гражданства».

В чем проблема: все логично на словах, но на деле просто лишний бюрократический барьер.

139.1. В случае выхода иностранного гражданина, получившего вид на жительство в связи с признанием его носителем русского языка, из гражданства иностранного государства, он обращается с заявлением, составленным в произвольной форме в территориальный орган ФМС России в течение 10 дней после получения документа полномочного органа (удостоверенного полномочным органом) иностранного государства, подтверждающего выход его из гражданства иностранного государства, для обмена вида на жительство иностранного гражданина на вид на жительство лица без гражданства.

«Закон Затулина – Поклонской» вызвал бурную дискуссию

В Государственную Думу внесен разработанный депутатом-единороссом К. Затулиным законопроект, существенно упрощающий получение российского гражданства для «носителей русского языка». СМИ уже успели «окрестить» основной принцип этого законопроекта, ориентированного, прежде всего, на русскоязычных жителей государств ближнего зарубежья, «правом почвы».

В пояснительной записке к законопроекту, который по фамилиям самых известных его инициаторов можно назвать «законом Затулина -Поклонской», отмечается, что разработан он в соответствии с поручением президента В. Путина, данным еще 12 декабря 2012 г. в послании Федеральному Собранию. «Поручаю разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам, носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился в Российской империи и Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в нашу страну и, соответственно, отказаться от своего сегодняшнего гражданства», — заявил тогда президент. Тот факт, что прошло уже почти пять лет, говорит, что проблема предоставления гражданства является непростой.

Законопроект предполагает внесение изменений в федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые должны распространить понятие «носитель русского языка» на тех, кто родился или проживал на территории Российской империи или Советского Союза. Для этого следует скорректировать часть 1 статьи 33.1 закона о гражданстве, гласящую, что: «Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией… могут быть признаны носителями русского языка… в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации». Из этой формулировки предлагается убрать последнюю фразу, уточняющую, что география действия закона ограничивается современными границами РФ.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что документально факт постоянного проживания подтвердить гораздо сложнее, чем рождения, поскольку в отличие от данных по прописке документы о рождении относятся к документам длительного хранения и, как правило, хранятся дома или в архивах ЗАГСа. Кроме того, новая редакция закона позволит претендовать на получение российского гражданства «лицам, происходящим с исторических российских земель», которые сейчас лишены самой возможности попасть на собеседование в комиссию по признанию носителем русского языка. На сегодняшний день «носители русского языка» в соответствии с частью 2.1. статьи 14 закона о гражданстве могут получить гражданство РФ в упрощенном порядке (без необходимости постоянно проживать на территории страны в течение 5 лет) при условии отказа от имеющегося у них иностранного гражданства. Но для этого необходимо документально подтвердить этот факт, тогда как другим иностранцам достаточно письменно заявить об отказе от иностранного гражданства.

Последняя норма порождает многочисленные коллизии, из-за которых воспользоваться этой статьей закона почти невозможно.

Во-первых, от иностранного гражданства необходимо отказаться еще до того, как «носитель русского языка» получит вид на жительство, поскольку для этого также необходимо подтвердить начало процедуры отказа от иностранного гражданства. Причем для других категорий иностранцев, получающих российское гражданство, этого требования опять-таки нет.

Во-вторых, проблематичным может стать сам отказ от иностранного гражданства или даже «запуск» этой бюрократической процедуры. Так, Узбекистан, как отмечается в записке, Крым российским не признает, и потому стать «носителями русского языка» его гражданам на территории этого субъекта невозможно. Для того, чтобы подать в украинское посольство или консульство заявление об отказе от гражданства, вначале необходимо поставить в заграничном паспорте штамп о выезде в другую страну на постоянное место жительства, а также предоставить документ, подтверждающий факт наличия или получения в скором будущем иностранного гражданства. То есть, гражданам Украины для отказа от ее гражданства надо вначале вернуться туда, что для многих «опальных» жителей охваченной гражданской войной страны попросту опасно.

Абсурдность ситуации, связанной с обязательным подтверждением отказа от иностранного гражданства, демонстрирует недавно попавший в СМИ случай с семьей Поминовых, 12 лет назад переехавших из Туркмении в поселок Гонжа Магдагачинского района Амурской области России. Гражданство РФ они сумели оформить лишь через три года после переезда. Но впоследствии оказалось, что специалист местного управления Федеральной миграционной службы оформила им паспорта незаконно, в связи с чем они оказались недействительными, и всю процедуру оформления гражданства теперь необходимо начинать заново. «…К сожалению, иного пути получения гражданства Российской Федерации, как через получение разрешения на временное проживание, для иностранных граждан в РФ не предусмотрено», — заявили местным СМИ в управлении по вопросам миграции УМВД по Амурской области, пояснив, что Поминовым необходимо сначала заочно, а потом по вызову обратится в посольство Туркменистана и восстановить паспорта этой страны, да еще и подтвердить гражданство младшего сына Дмитрия, который вообще родился в России. Более того, им «пошли навстречу», заявив, что границу Туркмении пересекать не надо… Причем речь идет о самом малонаселенном в России Дальневосточном федеральном округе, демографическая ситуация в котором давно уже вызывает тревогу со стороны властей.

О неэффективности законодательства говорит и статистика Главного управления по миграции МВД РФ, согласно которой за все время его действия статус «носителей русского языка» получили только 20 тыс. человек, а гражданами РФ из них стали не более 6%.

Более того, из тысячи «носителей русского языка», имеющих гражданство Украины, российское гражданство получили лишь 24 человека. Всего же за прошлый год гражданство РФ приобрели 265,3 тыс. чел., 100,7 тыс. (40%) из которых ранее являлись гражданами Украины, 37,8 тыс. (14,3%) – Казахстана, 23,2 тыс. (8,8%) – Узбекистана, 23 тыс. (8,7%) – Таджикистана, 22,3 тыс. (8,4%) – Армении и 17,4 тыс. (6,6%) — Молдавии. То есть, абсолютное большинство русскоговорящих граждан республик бывшего СССР, к числу которых относится почти все население Украины и Казахстана, приобрело российское гражданство не благодаря тому, что является носителем русского языка, а вопреки этому. Правда, положительную роль в стимулировании притока русскоязычного населения из стран СНГ сыграла программа переселения соотечественников, по которой в Россию за прошлый год прибыло 146,6 тыс. чел. Но и ее популярность по сравнению с предыдущим 2015 г. сократилась на 20%. К тому же программа переселения соотечественников направлена на привлечение квалифицированных специалистов, а отнюдь не русскоговорящего населения.

Предлагаемые законопроектом «Затулина-Поклонской» изменения предусматривают внесение поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ», которые дают «носителям русского языка», как и другим категориям иностранных граждан, право получения вида на жительство без заявления от отказе от иностранного гражданства, а также возможность его продления в общем для всех иностранцев порядке. Для упрощения порядка отказа от иностранного гражданства планируется внесение изменений и в «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства», утвержденное указом президента РФ от 6 августа 2014 г. В результате «социальная база» закона резко расширится за счет жителей стран ближнего зарубежья, а возможности признания их «носителями русского языка» возрастут, что должно способствовать притоку в РФ русскоговорящего населения. Во многом появление этого законопроекта связано с массовым переселением в РФ граждан Украины, связанным с недавними «успехами» ее евроинтеграции. Но и в других регионах бывшего СССР число русскоязычного населения достаточно велико. Только в пяти республиках Средней Азии проживает более 5 млн. восточных славян.

Шансы на то, что законопроект будет принят, достаточно высоки, поскольку вопрос с упрощенным предоставлением гражданства русскоязычным жителям стран ближнего зарубежья действительно перезрел. Однако, в нем присутствуют и спорные моменты.

На сайте Госдумы в разделе, посвященном «закону Затулина-Поклонской», размещено три заключения. Два из них, подготовленные Комитетом по делам национальностей, а также делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, положительные. Но в заключении Комитета по госстроительству и законодательству присутствует замечание, о том, что «Проектируемое положение не отвечает требованию формальной определенности правовой нормы, поскольку вызывает затруднение в части определения правовых актов, которыми следует руководствоваться при установлении хронологических изменений границ Российской империи». Понять опасения авторов заключения можно. Границы Российской империи со временем менялись. На 1914 г. в ее состав, в частности, входили Царство Польское и Великое княжество Финлядское, граждане которых, если следовать букве закона, в случае владения русским языком также могут быть признаны его носителями.

Есть вопросы и по поводу того, кого именно следует признавать «носителем русского языка». Помимо этнических русских, других восточных славян и «европейских» народов, большинство представителей которых хорошо владеет русским языком, его в той или иной мере знает и значительная часть титульного населения государств ближнего зарубежья. В Казахстане, например, русским языком владеет 84,4% всего населения, тогда как доля русских составляет всего около 1/5. В Киргизии к этой категории населения относится 48,6%, в Узбекистане – 41,3%, в Таджикистане – 33%, в Туркмении – 17%. В Армении, где русских почти не осталось, их языком владеет 58,6% жителей, в Азербайджане – 54,9%, в Грузии – 53,7%. Следуя нормам закона, их граждане, говорящие по-русски, также могут быть признаны «носителями русского языка» и получить гражданство РФ в упрощенном порядке. Возникает вопрос – кого именно следует признавать «носителями» — всех граждан государств, когда-то входивших в состав Российской империи, включая Финляндию и Польшу, только жителей республик бывшего СССР или все-таки представителей коренных народов нынешней России и, прежде всего, русских как государствообразующий этнос?

Опасения по поводу перспектив широкой раздачи российского гражданства определили, по-видимому, и результаты декабрьского опроса ВЦИОМа, узнавшего мнение жителей РФ по поводу возможных изменений в сфере миграционной политики. По его результатам переселение в Россию русскоязычных граждан из стран бывшего СССР поддержали 78%, не поддержали – 12% и еще 10% свою позицию определить затруднились. При этом 75% высказались за привлечение в РФ квалифицированной рабочей силы из других государств и 85% выступили против притока неквалифицированных работников. Но, что самое интересное, только 26% опрошенных высказались за упрощенное предоставление гражданства носителям русского языка, тогда как 41% считает, что этот вопрос должен решаться индивидуально, а 29% выступают за единый порядок предоставления гражданства всем мигрантам из стран СНГ. Очевидный парадокс, связанный с тем, что 78% «за» переселение в Россию русскоязычного населения из бывших союзных республик, но лишь 26% считают возможным использовать владение русским языком для упрощенного предоставления гражданства как раз и связан с тем, что состав этой категории остается непонятным.

Поскольку значительная часть трудовых мигрантов из стран СНГ в той или иной степени владеет русским языком, идея упрощенного предоставления российского гражданства русскоязычным вызывает у населения России обоснованную настороженность по поводу того, не станут ли коренные азиатские этносы ближнего зарубежья теми самыми «носителями русского языка», которым и будет раздаваться гражданство? Именно с этим, а отнюдь не с мифическим формированием «гражданской нации» или суровостью в отношении русскоязычного населения ближнего зарубежья, как поспешили заявить некоторые российские СМИ, связано очевидное противоречие в результатах опроса. Неопределенность вопросов, как это часто бывает, породила и неопределенность ответов на них. Если бы вопрос был задан по поводу поддержки переселения этнических русских, славян и представителей других коренных народов РФ, итоги опроса могли быть совсем другими.

Кроме того, результаты исследования ВЦИОМа подтвердили отнюдь не поддержку населением нынешней миграционной политики РФ, а ее неприятие в части массового привлечения неквалифицированной рабочей силы, главным источником которой служат республики Средней Азии.

В конечном итоге между целями, которые преследует закон «Затулина-Поклонской», и результатами его осуществления может возникнуть существенная разница. Чиновники на местах в случае введения нормы о предоставлении статуса «носителей русского языка» всем русскоязычным жителям ближнего зарубежья с их этнической принадлежностью разбираться не будут, и среди получателей российского гражданства могут оказаться отнюдь не только жители Украины и коренные народы РФ, проживающие в республиках бывшего СССР. Решить этот вопрос можно путем прописывания нормы о том, кого все-таки следует признавать русскоязычным, в подзаконных актах, которые в России чаще всего и определяют многие нюансы реального функционирования закона. Другой вариант – определить, какие этносы являются для РФ коренными, и давать им гражданство в приоритетном порядке. Применение этого механизма упрощается тем, что украинцы, например, относятся к числу коренных народов России, исторически проживающих на ее территории, а население республик Средней Азии (без Казахстана) и Закавказья – нет. Проблема идентификации «носителей русского языка» в ходе практической реализации закона неизбежно всплывет, и варианты ее решения лучше проработать заранее.

Специально для «Столетия»

Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.

от Юрист