Когда заказчик может требовать устранения недостатков по договору подряда за счет средств подрядчика? В каких случаях подрядчик не обязан устранять недостатки? Ответим на эти вопросы и расскажем о мерах гражданско-правовой ответственности за выявленные недостатки.

Как устранить недостатки по договору подряда?

Стороны по договору подряда сами определяют, кто будет отвечать за устранение недостатков. Если не согласовать это условие, то заказчик в будущем не сможет самостоятельно устранить недостатки. Ему необходимо будет обращаться с претензией к подрядчику. Иначе суд не удовлетворит исковые требования о компенсации затрат на устранение дефектов.

До составления акта осмотра и подготовки претензии об устранении недостатков заказчик должен ответить на несколько вопросов:

  • закреплен ли гарантийный срок в договоре подряда;
  • когда необходимо направить претензию;
  • как грамотно зафиксировать все явные и скрытые недостатки работ;
  • каким образом сформулировать требование об устранении дефектов.

Вы сможете ответить на эти вопросы, ознакомившись далее со статьей, собрать и подготовить самостоятельно все необходимые документы. Или лучше доверить проверку и юридический анализ договора подряда нашим специалистам. Это обойдется вам в 10 раз дешевле, чем услуги юриста в случае возникновения судебного спора.

В каких случаях подрядчик обязан устранить недостатки?

Чтобы устранить недостатки работ по договору подряда заказчик должен доказать, что дефекты произошли именно по вине подрядчика. Он будет привлечен к ответственности, если:

  • был использован некачественный материал;
  • результаты работ оказались непригодны для эксплуатации;
  • подрядчик нарушил условия договора;
  • результат не соответствует какому-любо пункту договора;
  • зафиксировано нарушение санитарных и иных норм, которые предусмотрены для данного вида работ и т.д.

В какие сроки нужно устранить недостатки по договору подряда?

У заказчика ограничено время для обнаружения недостатков по договору подряда и обращения с претензией об их устранении. Ему необходимо ориентироваться на сроки, обозначенные в договоре подряда. Поэтому заказчик обязательно должен зафиксировать сроки для устранения недостатков по договору подряда, в течение которых будут устранены все выявленные дефекты в работе.

Гарантийный срок на качество работ

Для обнаружения недостатков предусмотрен гарантийный срок. Он либо прописан в договоре, либо установлен законом.

Если говорить о нормах закона, то гарантийный срок устанавливается в пределах 2 лет с момента передачи результатов работ по договору подряда. Обратиться за устранением недостатков по договору строительного подряда можно в течение 5 лет (ст. 756 ГК РФ).

При этом стороны вправе согласовать и указать в договоре более длительный срок. В случае обнаружения недостатков в течение гарантийного срока, отвечать за них будет подрядчик. Поэтому заказчику лучше зафиксировать этот период в договоре подряда.

Но если в договоре подряда гарантийный срок составит менее 2 лет, то при обнаружении недостатков по истечении этого времени, заказчик должен доказать, что они возникли до передачи результатов работы.

Срок для устранения недостатков, после получения претензии от заказчика

Срок для устранения недостатков после получения претензии от заказчика не зафиксирован в законодательстве. Подрядчик вправе устранить недостатки в разумные сроки (ст. 723 ГК РФ). Однако этот период будет зависеть от объема требуемых работ. Данное положение может быть невыгодным для заказчика. Чем сложнее работы, тем дольше подрядчик будет устранять недостатки. Поэтому заказчику быстрее и результативнее обратиться в суд. В суде заказчик сможет взыскать стоимость устранения выявленных недостатков. Кроме этого взыщет неустойку, убытки, компенсацию за юридические услуги и привлечение экспертов. Если заявитель – гражданин, то он может требовать компенсацию морального вреда и 50% штрафа.

Что делать, если выявлены недостатки работ?

В первую очередь необходимо составить акт осмотра в присутствии обеих сторон. Данный документ станет дополнительным доказательством в суде, а его отсутствие уменьшит шансы на удовлетворение иска. Придерживайтесь следующего алгоритма.

  1. Выберите строительного эксперта, который будет присутствовать в день проведения осмотра объекта. Так как в зависимости от сложности дефектов может потребоваться проведение строительно-технической экспертизы.
  2. Сообщите подрядчику о дате, месте и времени фиксации недостатков по договору подряда.
  3. В назначенный день проверьте полномочия представителя подрядчика (дата выдачи доверенности и полномочия), копию доверенности оставьте себе.
  4. В акте о выявленных недостатках укажите объекты обследования.
  5. Зафиксируйте паспортные данные строительного эксперта, осуществляющего осмотр.
  6. Подробно опишите выявленные недостатки и сделайте их фотографии.
  7. Укажите причины дефектов работы.
  8. Отметьте стоимость выявленных недочетов.
  9. Зафиксируйте сроки устранения недостатков по договору подряда.
  10. Укажите список присутствующих на осмотре и их паспортные данные.
  11. Проверьте, чтобы все участники осмотра подписали акт.

Выявление недостатков до приемки работ

Стороны могут оговорить в договоре этапы работ, сроки начала и окончания каждого из них. Поэтому важно указать две детали: порядок приемки всех этапов работ, и обязанность подрядчика устранить недостатки при их обнаружении.

Заказчик вправе фиксировать нарушения еще на этапе выполнения работ и в письменной форме направлять свои замечания подрядчику.

Если подрядчик не устранил недостатки и настаивает на передаче работ, то заказчик имеет право отказаться от подписания приемки работ по договору подряда. Мотивированный отказ от приемки работ также необходимо предусмотреть в договоре. Далее заказчику необходимо составить акт осмотра выявленных недостатков. После этого он готовит претензию с требованием об устранении недостатков. Направлять все собранные документы нужно путем:

  • направления по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • передачи подрядчику или его представителю лично в руки (на копии необходимо поставить отметку о получении – дата, Ф.И.О и подпись принявшего лица, печать организации).

На практике подрядчики затягивают сроки для ответа на претензию. Поэтому рекомендуем «по горячим следам» провести претензионную работу и обратиться в суд как можно скорее.

Выявление недостатков после приемки работ

Если заказчик примет работы и не зафиксирует свои замечания письменно, то ему будет необходимо доказать скрытый характер недостатков в суде. Объяснять, что дефекты возникли после приемки работ по договору подряда. А также представить подтверждение, при каких обстоятельствах были выявлены недостатки. В этом ему поможет строительная экспертиза. С помощью нее можно доказать некачественное выполнение работ и отсутствие нарушений правил эксплуатации. Заказчику следует приложить результаты строительной экспертизы к претензии.

При наличии недостатков заказчик не может пользоваться результатами полученной работы. Иначе будет считаться, что он удовлетворен результатами. В этом случае суд не уменьшит стоимость работ по договору и не компенсирует затраты заказчика на устранение недостатков.

Что делать, если подрядчик не устраняет недостатки?

Если подрядчик не занимается устранением недостатков выполненных работ по договору подряда или не хочет этого делать, то заказчик вправе:

  • отказаться от договора подряда, если хочет взыскать все убытки, причиненные некачественной работой подрядчика;
  • за свой счет устранить недостатки, конечно, если это предусмотрено в договоре подряда, и взыскать компенсацию с подрядчика;
  • поручить исправление работ другой организации или лицу за счет средств подрядчика;
  • обязать подрядчика уменьшить стоимость выполненных работ.

Заказчик должен понимать, что стоимость устранения недостатков больше цены договора подряда. Поэтому важно оперативнее обратиться в суд для взыскания по договору подряда компенсации или убытков.

Судебный процесс при выявлении недостатков по договору подряда

Исковое заявление в суд при выявлении недостатков по договору подряда

Срок для обращения в суд для разрешения споров по договору подряда тоже ограничен. По общему правилу он составляет 1 год, а в отношении зданий и сооружений – 3 года. Если в договоре подряда указан гарантийный срок, то период для общения в суд исчисляется с момента заявления заказчиком о выявленных недостатках.

Заказчик в суде может требовать от подрядчика (ст. 723 ГК РФ):

  • уменьшить стоимость выполненных работ;
  • компенсировать расходы заказчика на устранение недостатков по договору подряда;
  • безвозмездно устранить недостатки в разумный срок.

Однако в исковом заявлении необходимо указать только одно требование. Сочетать их нельзя.

Если недостатки существенные и их невозможно устранить или это не было сделано вовремя, то заказчик вправе осуществить расторжение договора подряда и требовать возмещения убытков.

Алгоритм взыскания компенсации через суд

Если претензионный порядок соблюден, но ответ от подрядчика отрицательный или его нет совсем, заказчику следует придерживаться следующих шагов:

1. Обратиться в Арбитражный суд. Если заявителем является гражданин, то – в суд общей юрисдикции. Подача документов осуществляется:

  • онлайн через интернет-портал «Мой Арбитр» или ГАС “Правосудие”;
  • лично заявителем или через представителя по доверенности;
  • по почте заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

При подаче заявления в суд необходимо правильно рассчитать размер госпошлины, собрать необходимый пакет документов и приложить расчет исковых требований. Составление иска и расчет исковых требований следует поручить квалифицированному юристу.

2. Отслеживать дату назначения судебного заседания в картотеке дел на официальном сайте суда. Если на сайте проводится технические работы или информация по каким-то причинам не отображается, то узнать о дате заседания можно непосредственно в суде.

3. Принять участие в судебных заседаниях, озвучить свою позицию по делу. Если вы боитесь выступать в суде, теряетесь и не знаете, что ответить оппоненту, то лучше предоставить это опытному юристу.

4. Подготовить и подать апелляционную жалобу, в случае несогласия с решением суда, и далее принять участие в суде апелляционной инстанции. При этом нужно подтвердить обоснованность своих требований в жалобе.

5. Получить решение суда и исполнительный лист, если вы согласны с решением или другая сторона его не обжаловала.

6. Возбудить исполнительное производство, подав исполнительный лист в банк, где у подрядчика открыт счет. Но у него может быть несколько счетов, из которых некоторые могут оказаться пустыми. Поэтому лучше обратиться в федеральную службу судебных приставов.

Поскольку процесс взыскания компенсации требует наличия специальных знаний, доверить участие в претензионном и судебном порядке лучше адвокату, специализирующемуся по договору подряда.

от klokru91

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *