Вера Халдей и последние тренды в дизайне интерьера

  Автор:
  835
vera_xaldej_i_poslednie_trendy_v_dizajne_interera

Вера Халдей. Живое Рококо снова в тренде

Сегодня на Морнинге снова таланливый дизайнер интерьера Вера Халдей и она расскажет нам про рококо, которое, о чудо, опять в тренде!  Есть стили в дизайне интерьера, которые не умирают, просто становятся чуть менее модными. А потом возрождаются с новой силой, потому что секс и праздник всегда актуальны! Если это нравилось нашим сексапильным прабабкам — понравится и нам :-) 

Больше интересных статей про дизайн В стиле Прованс и Как не превратить ремонт в драму читай на Морнинге.

Автор Вера Халдей

Ко-ко-рококо. Пошлые завитушки. Интерьеры для престарелых любительниц бульварных романов. Рококо никто не любит, рококо никто не просит себе домой, вообще мало кто понимает, что рококо и барокко – это не одно и то же, различия теряются за пышными завитками. Да и зачем вдаваться в подробности, если и то, и другое мертво и не нужно в современном интерьере.

vera_xaldej_i_poslednie_trendy_v_dizajne_interera

Так думают многие. Раньше я и сама думала именно так.

Между тем, рококо живее всех живых. Это вообще один из самых живучих интерьерных стилей; он был популярен почти весь 18 век, ни один стиль Нового времени не продержался дольше, и в современных интерьерах он встречается много и разнообразно. Хотите узнать, как именно и почему?

Для начала – немного теории, облегчающей любой разговор о стилях в интерьере. Обучение дизайну дало мне понимание двух важных фактов:
1. Не бывает плохих стилей, «вы просто не умеете их готовить»
2. Стили умерли, да здравствует эклектика.

Суть второго пункта проста. Задача современного интерьера – обеспечение комфорта и выражение индивидуальности владельца; средствами только и исключительно исторического стиля эту задачу просто невозможно решить. Простой пример: в 18 веке не было ни стиральных машин, ни холодильников: появление в интерьере техники автоматически делает его не точно историческим, а смешанным. А попытка выдержать интерьер в рамках одного стиля не смотря ни на что (спрятать технику, провода, розетки) даст в результате не жилой интерьер, а декорацию к историческому кино.

vera_xaldej_i_poslednie_trendy_v_dizajne_interera

Таким образом, в создании актуального интерьера стили – это не цель, а средство, набор инструментов, которыми нужно владеть; ингредиенты, требующие точной меры и грамотного смешивания.

Это возвращает нас к пункту 1. Не бывает плохих инструментов. Представьте столяра, который не хочет пользоваться молотком, потому что больше любит пилу. Рококо – не исключение. Это инструмент, предназначенный для решения вполне определенных задач.

Чтобы определиться с назначением этого инструмента, нужно составить его краткий портрет.

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве, возникший во Франции в первой четверти XVIII века как развитие стиля барокко и постепенно пришедший в упадок после Французской революции.

Декоративная основа стиля – рокайль – причудливый орнамент из S- и С-образных завитков, те самые «завитушки». Все формы рококо построены из завитков – причудливые, асимметричные, изящно-миниатюрные и грациозные. В предмете искусства, наряде, интерьере или даже здании, выполненных в идеалах рококо, не найти ни одной прямой линии; расположить элементы декора симметрично — дурной тон.

Цветовая гамма — нежная, светлая, радостная, включает в себя белый, оттенок слоновой кости и все пастельные тона: голубой, лимонный желтый, розовый, персиковый, сиреневый, салатовый и т.п. Цвета без добавления белил использовались тоже, но все равно должны были быть жизнерадостными – насыщенный розовый, сочный зеленый, глубокий фиолетово-синий. Широко употребляется позолота или ее имитация.

Настроение – игривое. Грация, изысканность, интимность в противовес тяжеловесному, парадному барокко, игривая жизнерадостность, невероятное обилие декора, внимание к личному комфорту и восхитительное пренебрежение строгими правилами и симметрией. В искусстве рококо не найти ни панорам сражений, ни одухотворенных ликов святых, противостоящих искушению. Рококо не замечает конфликтов: единственная разновидность борьбы, которая интересует художников и скульпторов (читай – заказчиков произведений искусства) – это борьба счастливых любовников. Огромной популярностью пользуются античные сюжеты и, конечно, здесь безраздельно властвует Венера, все прочие персонажи греко-римской мифологии изображаются, только если связаны с нею сюжетно. Широко эксплуатируется и пасторальная тема – снова любовь, но в сельских декорациях, милые пастушки и пастушки флиртуют в окружении овечек. Кроме того, в моде заморская экзотика: негритята, обезьянки, попугаи, тигры, слоны, тропические цветы и фрукты. В частности, одна из разновидностей рококо – «шинуазри», китайский стиль, принесший моду на лаковую мебель, резные ширмы, шелковые драпировки и фарфор.
Рококо – стиль-праздник, игривый и фривольный, эротичный и нарядный вне всяких пределов разумного, радостный и легкий.

А теперь посмотрим, как стиль получился именно таким.

И почему это рококо, как стиль в интерьере снова в тренде?

Время его возникновения – конец 17 – начало 18 века. В школьных учебниках это называется «кульминация и следующий за ней закат абсолютизма в Европе». Нормальным языком вышесказанное означает, что деньги и власть от аристократов перетекают к купечеству (хорошо, буржуазии – все-таки мы тут про Францию, родину стиля). Что остается у дворянства: аристократическая спесь, кредит и умение махать саблей. Привилегированное сословие не имеет обязанностей, да и просто осмысленных занятий, если не считать придворных ритуалов, бесконечных балов и обедов. И войны. Аристократы умеют воевать, и Европу сотрясают бесконечные войны, а разумно управлять государством или имением нигде не учат. Люди с землей и пока еще деньгами (даже и заёмными) не способны решать практических задач, они бегут от реальности, с которой их ничего особенно не связывает, в выдуманный идеальный мир искусства и любовных интрижек.

Иллюстраций полно. 90% населения Франции 18 века – нищие. Страна непрерывно воюет, казна объявляет себя банкротом, а Людовик XV комментирует происходящее знаменитым: «после нас хоть потоп». Мода на попугаев и негритят, кстати, объясняется именно непрерывными торговыми и колониальными войнами, охватившими в 18 веке не только Европу, но весь мир: война за Испанское наследство, война за Австрийское наследство, Семилетняя война. По их итогам Франция осталась практически без колоний и без флота.

Рококо – визуализация этого разрыва. Стиль, замещающий реальность прекрасной соблазнительной сказкой для тех, кто все еще богат, но не в силах справиться с вызовами повседневности. Чем страшнее реальность (чем ближе революция) – тем пышнее, нежнее и радостнее европейское искусство в целом и интерьеры в частности. Апофеоз — деревня королевы Марии-Антуанетты вблизи Малого Трианона. Целая деревня идиллических пасторальных декораций. Строительство завершено за 3 года до взятия Бастилии.

И вот этот базовый смысл рококо – побег от реальности – объясняет часто резкое неприятие его современным зрителем. Человеку благополучному (по сравнению с жителем 18 столетия) и психологически зрелому эскапистские идеи совершенно не близки. Не завитушки вам не нравятся — не нравится сама идея превратить интерьер в декорации, а собственную жизнь – в бессмысленный бал-маскарад.

Парадоксально, но этот же базовый смысл обеспечивает неубиваемость стиля. Все дело в пропорциях. Прятать голову в песок – неэффективно и немодно, но добавить в жизнь (и в интерьер) легкости, игры и праздника, эротики, в конце концов – да сплошь и рядом. Между прочим, то, что принято называть Провансом — никакой не Прованс, а вполне себе Рококо.

Нежные цвета, легкие формы, изящные фантазии на темы деревенской жизни (к самой деревенской жизни не имеющие никакого отношения) – что это, как не 300 лет всем знакомые пасторальные сцены? И этот квазипрованс бешено популярен и сдавать позиций не собирается. Как только появляется в интерьере не просто обнаженная натура, а пикантная обнаженная натура (в призывной позе, кокетливая, соблазнительная и т.д.) – снова горячий привет от рококо.

vera_xaldej_i_poslednie_trendy_v_dizajne_intereraПоп-ап фантазии на темы рококо уже обычное дело – розовые полиуретановые пуфы в кружевах от Nynke Koster, кресла текучих форм и карамельных цветов от Karim Rashid и его же пухлые розовые диваны. Все интерьеры, которые можно описать как игривые, занятно-экзотические или нежно-томные – все несут отпечаток рококо.

Важный момент — речь идет не о копировании исторических образцов, а о переосмыслении выразительных средств рококо в новых материалах и свежих сочетаниях. И это логично. В 18 веке стиль использовал самые передовые технологии своего времени: производство фарфора, создание лакированных глянцевых поверхностей, сложнейшая мебельная фурнитура (потайные ящички, раскладные столики и т.д.). Чтобы получить современное рококо, нужно брать в интерьер не то, что было на острие прогресса 300 лет назад (кресла на птичьих лапках), а современные достижения науки и техники: бионическую мебель, супер-технологичные покрытия, приятные глазу и на ощупь, зонирование освещением и световые эффекты. Все вышеперечисленное — актуальнейшие современные тренды.

Как видите, рококо жив и будет жить до тех пор, пока людям хочется легкости, праздника и секса. В правильной дозировке – очарователен. В умелых руках – неотразим.

Больше о Вере и о созданных интерьерах можно узнать на ее странице в Фейсбуке и «Дóма»

Больше о Вере и о созданных интерьерах можно узнать на ее странице в Фейсбуке и "Дóма" Подписывайтесь на Морнинг. Продолжение следует всегда!

Подписывайтесь на Морнинг. Продолжение следует всегда!

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими:
Очень смешные реальные истории о русских женщинах, их мужьях и жизни!

Комментарии в Вконтакте
Комментарии в Фейсбук