Русский гитарный мастер на страже испанских традиций

  Автор:
  1613
Gitrnyj_master

Павел Гаврюшов — гитарный мастер, который стал брендом

Сегодня у нас на Морнинге Павел Гаврюшов — гитарный мастер русского происхождения. Сегодня он живет и работает в Испании. Его гитары звучат в лучших залах России и Европы. А на его инструментах играют даже на родине гитары – Испании. Мастерская Павла расположена в одном из красивейших уголков Испании-Андалусии. Кроме работы в мастерской, Павел преподает в испанской школе гитарного мастерства.

Другие статьи о лучших в своем деле Дизайнер интерьера и Композитор саундтреков можно прочитать здесь.

Как получилось, что Вы – русский учите испанцев делать гитары?

Наверное, потому что главное в этом деле – не национальность, а мастерство. Моя работа основана на опыте и традициях классической испанской школы. Я опираюсь на принципы конструирования современной классической гитары, заложенные Антонио де Торресом Хурадо, человеком, которого называют отцом классической гитары.

gitarnyj_master

К сожалению, в настоящее время для многих современных гитарных мастеров главным являются не критерии качества, а получение максимальной прибыли. С таким подходом мастерство и традиции уходят на второй план. Мастеров, которые делают гитары вручную, по старинной технологии и соблюдая качество, осталось немного.

У меня есть постоянные ученики, которым второй год я передаю свой опыт и знания. Любопытно, что это взрослые, состоявшиеся в профессии и жизни люди. Кто-то из них доктор, кто-то — банковский работник или учитель. Для кого-то это является хобби, кто-то хочет сделать инструмент для себя, а кто-то надеется получить вторую профессию гитарного мастера.

Как Вас приняла Испания?
Очень тепло. Недавно в единственном в Европе музее гитары Антонио де Торреса в Альмерии была организована презентация моих инструментов. В концерте-презентации принимали участие ведущие испанские и русские гитаристы, Россию представлял один из лучших гитаристов нашей страны – Дмитрий Нилов.

Как Вы стали гитарным мастером? Это сознательный выбор или извилистый жизненный путь?
Мне кажется, у меня необычная история. Выбор профессии сопровождался рядом случайных совпадений. В конце 90-х я решил купить себе гитару ручной работы и приобрел ее у петербургского мастера Сергея Русакова. На тот момент я жил в Литве, и, спустя год, будучи проездом в Санкт-Петербурге, совершенно случайно столкнулся с ним на улице через 15 минут после прибытия поезда в город. В восемь часов утра, в городе с населением более пяти миллионов человек!

Guitarnyj_maser_gavryushov
Павел Гаврюшов с Юрием Стояновым

После того, как я вернулся жить в Санкт-Петербург в 2000 году, я зашел в гости к этому мастеру и в разговоре восхитился тем, какая у него редкая и интересная профессия. В ответ он мне предложил (возможно, в шутку) начать у него учиться. Я всерьез отнесся к этому предложению и с радостью согласился. Первую гитару я сделал под руководством этого мастера, ровно через девять месяцев после этого разговора. Уже вторая гитара с большим отрывом стала победителем Международного конкурса гитарных мастеров в Санкт-Петербурге. Это я тоже отношу к разряду случайностей :-)

В 2005 году я переехал жить в столицу. И тут неожиданно выяснилось, что квартира, где я живу, находится в 10 минутах ходьбы от мастерской известного мастера Тимофея Ткача, с которым на тот момент я был уже знаком. После этого я стал учиться и работать в его мастерской. Благодаря этому мастеру я приобрел бесценные знания, необходимые для нашей профессии. За время, проведенное в мастерской Тимофея Ткача, я познакомился со многими интересными людьми, в том числе и с замечательными музыкантами.

Чуть позже выяснилось еще одно забавное совпадение. Когда мы летели с Тимофеем в Испанию за материалом для гитар, в самолете в его руках я увидел тетрадь с уроками испанского языка и не поверил своим глазам. В тетради моим почерком были написаны слова и фразы на испанском языке. У нас оказался совершенно одинаковый почерк! Вот вам доказательства факта существования закономерных случайностей.

Вообще я считаю, что не я выбрал профессию, а профессия выбрала меня.
Прежде чем стать гитарным мастером, я был руководителем представительства в России крупной брендовой европейской компании. В подчинении у меня было около 400 человек. На тот момент изготовление гитар было моим хобби. Со временем я понял, что всерьез заниматься гитарами в рамках хобби невозможно и принял решение сделать изготовление гитар своей профессией.

Для кого Вы делаете свои гитары?
В основном на моих инструментах играют профессиональные музыканты. Но, среди клиентов есть и просто любители. Несколько известных российских актеров имеют в своей коллекции мои гитары.

Gitarnyj_master_Pavel_Gavryushov
Павел Гаврюшов с Пако де Лусия на музыкальном фестивале в Швеции

На Ваш взгляд, чем отличается профессия гитарного мастера в Испании и в России?
Прежде всего, отношением к этой профессии со стороны общества и государства. В Испании профессия гитарного мастера является престижной и уважаемой. Некоторые мастера имеют даже высокие правительственные награды. Пресса часто рассказывает об этой профессии. Меня, например, приглашали на съемки программы о гитарных мастерах на известном телеканале «Sur», где я давал интервью.

У нас в стране нет никаких учебных заведений, где можно овладеть профессией музыкального мастера. Эта профессия даже отсутствует в государственном реестре профессий. Очень сложно с нашим таможенным законодательством заказывать материал для изготовления гитар. Требуются какие-то немыслимые сертификаты, о которых не слышали даже производители древесины.

Из какого дерева делается гитара?
Для сборки гитары используются различные виды древесины. Для верхней деки применяется ель или красный канадский кедр. Для нижней деки используются в основном различные сорта палисандра (Индийский, Мадагаскарский, Бразильский). Для грифа используется дерево с ботаническим названием Cedrela Odorata. Для накладки грифа используется черное дерево. Я очень серьезно отношусь к выбору материала. Для изготовления гитар я применяю высококачественный материал многолетней выдержки. В основном приобретаю материал в Испании, лично отбираю древесину необходимого мне качества.

Gitarnyj_master_lutierМногие говорят о секрете лака Страдивари. Какой лак Вы используете?
Разговоры о так называемом «секрете лака Страдивари» — это классический пример средневекового мракобесия. Страдивари учился у Николо Амати, который являлся представителем третьего поколения семейства Амати. Многие выдающиеся музыканты предпочитают играть на скрипках Амати. Как вы догадываетесь, они не владели этим секретом. Выдающийся скрипач Николо Паганини, несмотря на то, что имел в коллекции скрипку Страдивари, на концертах всегда выступал со скрипкой Гварнери дель Джезу.

Мне приходилось держать в руках несколько скрипок Страдивари. Лак, который он применял, практически не сохранился. Длительное использование инструментов и множество реставраций сделали свое дело.
Для гитар традиционно используется натуральный лак, который имеет название шеллак (ничего общего с лаком для ногтей он не имеет). Этот метод полировки называется «French polish».

В России спиртовой раствор шеллака называется политурой. Помните, у Венечки Ерофеева: «Почему-то в России никто не знает, отчего умер Пушкин, а как очищается политура — это всякий знает». В Индии водится жучок с названием лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски «shell», отсюда и шеллак). Эти насекомые питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество. Затем этот продукт жизнедеятельности собирают с веток, измельчают, промывают и сушат. Измельченный лак расплавляют, фильтруют и высушивают. Для приготовления лака используется этиловый спирт, в котором растворяется шеллак.

Gitarnj_master_lutier_ GavryushovКак собирается гитара?
Для склейки частей гитары я использую только натуральный осетровый клей. Это клей из плавательного пузыря рыб осетровых пород. Осетровый клей применяют при реставрации картин, икон, уникальной мебели, музыкальных инструментов. Он является самым ценным из всех животных клеев, так как обладает более высокими клеящими способностями и долговечностью. Лучший осетровый клей производится в России, в старину его называли «русский цемент».

Правда ли, что при изготовлении музыкальных инструментов важно внутреннее состояние мастера, его энергетика?
Да, я слышал много рассказов мастеров о мистической составляющей профессии. Например, о том, как они делают инструменты по ночам, чтобы внешние факторы не мешали энергетическому потоку между мастером и будущим произведением искусства. Или о том, что они собирают инструмент исключительно в полнолуние. Разумеется, это мракобесие и шарлатанство.

Гитара – сложное акустическое устройство. Чтобы сделать хороший инструмент, для начала необходимо получить представление о правильной конструкции гитары, иметь знания в области физики, акустики музыкальных инструментов. Неплохо было бы изучить опыт выдающихся мастеров. Тогда, наверное, появиться возможность отдыхать по ночам и не ждать полнолуния :-)

Gitarnyj_master_lutier_gavryushovВы делаете только традиционные гитары или другие виды гитар?
На мой взгляд, классическая гитара завершила свою эволюцию в 60-70 годы ХХ века. Я не считаю правильным пытаться менять совершенные конструкции, лишь для того, чтобы самоутвердиться. Ведь никому не приходит в голову переделывать форму и конструкцию скрипки. Я противник новомодных конструкций, таких как Lattice (решетка), отверстия в обечайках, хаотично расположенные пружины внутри корпуса и т.д. Эти направления искажают саму идею гитары.

Гитара — теплый, романтический, доверительный инструмент. Современные же конструкции приводят к возникновению чудовищного тембра, сужению динамического диапазона, усложняют применение некоторых приемов звукоизвлечения. Эти гитары могут обладать большей громкостью по сравнению с классической конструкцией. Но громкость не является характеристикой для оценки качества музыкального звука. Ведь вряд ли кого-то может восхитить, например, звук работающего отбойного молотка :-)

Больше о Павле Гаврюшове можно узнать на его персональном сайте.

Контакты: +34 693 106 632

E-mail: pgavryushov@gmail.com

Подписывайтесь на Морнинг. Продолжение следует всегда!

Интересная статья? Поделитесь ею, пожалуйста, с другими:
Очень смешные реальные истории о русских женщинах, их мужьях и жизни!

Комментарии в Вконтакте
Комментарии в Фейсбук